Книга висячих садов

Спектакль-променад «Книга висячих садов» – российская премьера сценической версии вокального цикла Арнольда Шенберга на стихи Стефана Георге. Показ открывает программу совместного проекта Фестиваля «Золотая Маска» и Благотворительного фонда Владимира Потанина «Theatrum»–2023. В рамках выставки «Всеобщий язык» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Театры 18+

Драматург и автор идеи: Илья Кухаренко

Режиссер: Борис Юхананов

Художник-постановщик: Степан Лукьянов

Художник по костюмам: NN Nастя Nефедова

Художник по свету: Сергей Васильев

Ассистент художника по свету: Михаил Глейкин

Художник по видео: Илья Старилов

Хореография: Александра Конникова

Художник по гриму: Ксения Горчева

Продюсер: Виктория Ненахова

Технический директор: Станислава Миронова

Ассистент технического директора: Мариам Исмаилова

 

Исполнители: Ульяна Бирюкова, Николай Землянских, Илья Кутюхин

Фортепианные партии: Елизавета Дмитриева и Александр Широков

 

Продолжительность 45 мин.

18+

 

В ХХ веке нет композиторской фигуры, ассоциирующейся с поисками и созданием нового музыкального языка более, чем Арнольд Шенберг (1894–1951). Меж тем его произведения в нашей стране до сих пор звучат до обидного редко и еще реже ставятся в театре. Тема «Всеобщего языка» в экспозиции ГМИИ дала нам повод придумать и осуществить совместно с Борисом Юханановым и его постановочной командой музыкальный спектакль-променад «Книга висячих садов» по одноименному вокальному циклу Арнольда Шенберга на стихи знаменитого поэта Стефана Георге. Это мировая премьера сценической версии.

«Книга висячих садов» – самый вавилонский вокальный цикл Шенберга. Не только потому, что название отсылает нас к висячим садам Семирамиды, но и потому, что созданные в 1908–1909 годах 15 песен 15-го опуса стали для Шенберга первой попыткой уйти от тональности в сторону додекафонии – нового принципа организации музыкального материала. В этом цикле все, что ранее казалось незыблемым – почва под ногами, отношения, эмоции, смыслы, все расшатывается, ломается и ускользает. Это словно наблюдение художника за процессом разрушения прежнего стройного здания классической гармонии, свидетельство падения Башни.

В 1908 году у Шенберга, помимо всего прочего, были еще и очень личные причины чувствовать, что почва уходит из-под ног. Все началось с уроков живописи, которые чета Шенбергов стала брать у молодого и невероятно талантливого австрийского художника Рихарда Герстля. В итоге жена Шенберга Матильда оставила его с двумя детьми и ушла жить к Герстлю. Однако разрыв с Шенбергом и его кругом оказался для Герстля настолько невыносимым, что он покончил с собой перед зеркалом в мастерской, а Матильда вернулась к мужу. Герстль прожил всего 25 лет, а его работы надолго были забыты. Уже в 1930-х к его живописи возобновился некоторый интерес, и только в середине 1940-х Герстля стали считать одним из главных художников австро-немецкого экспрессионизма.

«Книга висячих садов» – одна из первых рефлексий Шенберга на тему этой личной драмы, которая также слышна и в его моноопере «Ожидание», и в знаменитом Втором струнном квартете.

Изначально цикл был написан для сопрано или высокого меццо, но в последние десятилетия его также исполняют и баритоны. В нашем спектакле 15 песен перекомпонованы и разделены между тремя исполнителями – двумя баритонами и меццо-сопрано. Солисты – Ульяна Бирюкова, Илья Кутюхин и Николай Землянских – молодые звезды, с которыми я познакомился еще в то время, когда они были студентами Молодежной оперной программы Большого, а теперь их зовут на лучшие сцены мира. Музыкальным руководителем постановки стала прекрасная пианистка и концертмейстер Елизавета Дмитриева.

Когда мы вместе с Борисом Юханановым и его художниками Степаном Лукьяновым, Анастасией Нефедовой и Ильей Стариловым думали о ключевом для всего цикла ощущении сдвига в незыблемом, у нас возникла идея спектакля-променада, в котором зритель мог бы перемещаться от станции к станции и видеть разных героев этой истории в разных мизансценах и скользящих по стенам тенях и проекциях. Сохраняя сюжет трагического любовного треугольника, мы не хотели воспроизводить биографические детали этой истории, скорее следуя образам в стихах, нежели историческим реалиям.

Илья Кухаренко

Организаторы выражают благодарность специальному партнеру проекта «Collector Gallery».

Выражаем огромную благодарность руководителю Молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрию Вдовину

 

Маршрут от м.Волгоградский проспект до Collector Gallery


 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 19 февраля 2023 в 19:00

Москва
Михайловский проезд д.5, Collector Gallery
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов